хирургическое и терапевтическое лечение заболеваний позвоночника и спинного мозга
.

ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

В России, где никогда не существовало присущего Западной Европе антагонизма между дипломированными врачами — выпускниками медицинских факультетов университетов и готовившимися по методу «ремесленного ученичества» хирургами, с самого начала высшего медицинского образования начали готовить лекарей, одинаково компетентных и в хирургии, и во внутренних болезнях. Именно так было построено обучение в Московской госпитальной медико-хирургической школе, основанной в 1707 г. по инициативе Петра I доктором Н. Л. Бидлоо.

Московская госпитальная школа действовала при организованном в Москве госпитале (ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н.Бурденко). Программа обучения будущих врачей предусматривала изучение предметов, составлявших тогда основу медико-хирургического образования, — анатомии, «материи медика» (включавшей фармакогнозию, фармакологию и фармацию), внутренних болезней, хирургии с десмургией. Особое внимание уделялось анатомии и хирургии — о содержании курсов этих дисциплин свидетельствует капитальный труд Н. Л. Бидлоо «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», написанный в 1710 г. на латинском языке, а в 1979 г. изданный на русском языке [1].

Обучение хирургии в Московской госпитальной школе проходило непосредственно у постели больных и шло параллельно с изучением теоретических предметов. Ученики работали в клинических отделениях госпиталя; это и было собственно началом их учения...

Вот как описывал их обязанности преемник Бидлоо доктор Детейльс: «Как- он, Детейлье, взойдет в госпиталь к болящим, следуют за ним оба лекаря, аптекарь и подмастерье, а потом ьсе ученики, и каждого болящего сам надсматривает и предлагает всякие рассуждения о состоянии оной болезни и силе лекарств вкратце и, написав рецепты, всем ученикам списывать приказывает, а лежащих в ранах, над оными по разности ран и места, бандажи (т е. перевязку) учредить обоим лекарям приказывает, и ежели которая рана сечению повинна, при себе учинить над самими больными, а не над бесчувственными чучелами, для лучшего обучения ученикам» [6].

Все это во многом напоминает современные клинические обходы, являющиеся важным элементом клинического обучения. Понятно, что участвовавшие в таких обходах ученики госпитальной школы играли роль кураторов больных (сейчас в клиниках медицинских вузов эту роль выполняют студенты): они наблюдали больных, вели «скорбные билеты» (истории болезни), дежурили в госпитале по ночам и в праздники.

Выпускники Московской госпитальной школы отлично зарекомендовали себя, поэтому было решено открыть еще две госпитальные школы — в Петербурге (1733 г.) и в Кронштадте (1733 г.). В 1758 г. была создана госпитальная школа в Сибири (в Барнауле) при Колывано-Воскресенском горно-заводском госпитале, а в 1788 г. — при Елизаветградском военном госпитале. Такие же школы открыты и в других местах.

В основу обучения в госпитальных школах был положен опыт Московской школы. С годами система обучения будущих врачей совершенствовалась, все более приспосабливаясь к нуждам практики. В 1735 г. был принят «Генеральный регламент о госпиталях» — документ, впервые законодательно закреплявший все стороны деятельности русских госпиталей, в том числе и деятельности госпитальных школ.

Полностью этот документ назывался так: «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них докторов и прочих медицинского чина служителей, также комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей» [4]. Одна из глар регламента была посвящена госпитальной школе. Рекомендовалось повышать качество клинического обучения, стремиться к тому, чтобы ученики больше времени проводили в госпитале. Предусматривалось на 20—25 учеников иметь одного преподавателя, который должен был ежедневно по нескольку часов заниматься с ними; вместе с тем указывалось на необходимость самостоятельных занятий.

Что касалось изучения хирургии, то все хирургические операции ученикам госпитальной ' школы должны были демонстрировать (прежде всего на трупах, а затем на больных) преподаватель анатомии и хирургии, получивший звание оператора, а также госпитальные лекари — в палатах госпиталя и на дежурствах ученики работали под их руководством.

Появление операторов — особых преподавателей, обучавших анатомии и хирургии, было одним из важных нововведений «Генерального регламента» Звание оператора приобрело затем в медицинских кругах большой вес. В 1746 г. Арман Лесток приказал: «Операторам иметь преимущество и предпочтение пред главными и прочими госпитальными лекарями» [5]. Операторы стали непременными членами госпитальных школ, наравне с профессорами. Как правило, операторами были врачи высокой квалификации — такие, например, как Иоганн Шрейбер, который с 1742 по 1760 г. преподавал в петербургских школах.

При назначении И. Шрейбера профессором хирургии ему была дана медицинской канцелярией специальная инструкция. Ознакомление с ней чрезвычайно поучительно, так как позволяет судить о содержании, формах и методах изучения хирургии и медицины в госпитальных школах не только в 40—50-х годах XVIII века, но и позже. Так, в инструкции подчеркивалась важность методически рационального преподавания хирургии, как, впрочем, и других разделов медицины, наглядного обучения. Профессора обязывали ежедневно проводить занятия с учениками и подлекарями продолжительностью не менее 2 ч, а порой и больше. На этих занятиях следовало учить как предмет «материю медика», так и хирургию, теорртическию и практическую. Давалась рекомендация о том, как проводить занятия по хирургии. Лекции предлагалось читать 5 раз в неделю.

Наибольший, пожалуй, интерес вызывала изложенная в инструкции программа изучения хирургических операций. Была принята используемая и сейчас последовательность их изучения — сначала на трупах в анатомическом театре, а затем в клинике; иной порядок обучения оперативным вмешательствам не допускался.
Установление должности профессора хирургии, регламентация преподавания этой, да и других специальностей сыграли положительную роль в хирургической и общемедицинской подготовке учеников госпитальных школ. Рациональным оказалось и установление в 1753 г. должности младших докторов (доцентов): их обязанности тоже регламентировала специальная инструкция. Существенно, что в генеральных госпиталях предписывалось иметь определенное число больных разными болезнями в одной или нескольких палатах и заведовать ими по своему усмотрению, т. е. независимо от госпитального доктора. Фактически это были первые клиники, созданные для учеников госпитальных школ, хотя они и не носили такого названия.

Был установлен более строгий порядок экзаменов. Все экзамены делились на приватные и публичные. Недельные приватные экзамены в присутствии одних только учеников оператор проводил каждую субботу. В конце каждого месяца лроводился месячный экзамен, на котором присутствовали уже все медики госпиталя, задававшие ученикам самые разнообразные вопросы. Публичные экзамены (их проводили «при исходе каждой трети года» и в конце года) пс- своему содержанию отличались от месячных лишь присутствием почетных гостей и всех желающих. Публичные экзамены были важны еще и тем, что они были квалификационными; их результаты являлись основанием для производства учеников в подлекари, а подлекарей в лекари. Подобная система проведения экзаменов существовала почти до конца XVIII века.

В архиве сохранились документы с изложением вопросов экзаменуемым на звание лекаря. Из этих вопросов ясны требования, предъявлявшиеся к молодым врачам по различным разделау медицины, в частности по хирургии. Так, подлекарю Петерсону (экзаменовался 12 января 1764г.) предложили рассказать об операциях трепанации чепепа и ампутации нижней конечности. Подлекарям Цветкову и Авдурову (экзаменовались 20 июня 1765 г.) были заданы вопросы по хирургии: «О кил?х (т. е. грыжах. — М. М.), бывающих из внутренних частей, и о других килах, содержащих ненатуральные части, способы вправления их и операции; о ранах головных и о приметах вытекшей крови внутрь головы; о болезнях снаружи и внутри глаза и об операциях катаракты; об опухолях бьющих жил и об лечении и операциях» [3]. А через 3 дня в анатомическом театре оба экзаменующихся показали свое умение делать трепанацию черепа и накладывать повязку после операции.

Важная реформа высшего медицинского образования в России была проведена в 1754 г. по инициативе П. 3. Кондоиди, архиатра и президента медицинской канцелярии. Срок обучения в госпитальных школах был ограничен 7 годами. Вступил в действие новый учебный план, предусматривавший строгую последовательность в изучении медицинских дисциплин. В течение первых 2 лет ученики изучали анатомию (с элементами гистологии), фармацию и рисование, а на 3-м году — еще и физиологию. На 4-м году наряду с физиологией начиналось обучение патологии (включая патологическую анатомию), а на 5-м и 6-м — к физиологии и патологии добавлялись оперативная хирургия и десмургия и проводилась медико-хирургическая практика. На 7-м году обучения учащиеся проходили клиническую практику в палатах госпиталя, а в госпитальной аптеке изучали способы приготовления лекарств. Большое внимание придавалось клиническому обучению будущих врачей. Подробные истории болезни, которые писали ученики и подлекари, становились экзаменационными документами, лучшие из них отправляли в медицинскую канцелярию. Кроме того, в госпитальных школах преподавалась судебная медицина, с 1763 г.— еще и акушерство, женские и детские болезни.

В июле 1786 г. госпитальные школы обрели самостоятельность — их отделили от госпиталей, назвав медико-хирургическими училищами. В каждом училище образовали 4 кафедры: анатомии, физиологии и хирургии; ботаники, «материи медика» и химии; патологии, терапии и медицинской практики; акушерства, женских и детских болезней. Учебной и клинической базой медико-хирургических училищ оставались генеральные госпитали.

Срок обучения в училищах был ограничен 5 годами. В 1-й год изучались математика, физика, химия, ботаника, анатомия и физиология; эти же предметы (за исключением математики) входили в программу 2-го года обучения — к ним лишь присоединялись «материя медика», патология, терапия, умение писать рецепты. Наконец, в программе 3-го года обучения, помимо патологии, терапии и ботаники, была хирургия, причем устанавливалось, что ученики «по понедельникам и четвергам упражняются в препаровании собственными руками на мертвых телах в черной анатомии», т. е изучают предмет, который впоследствии определили как топографическую анатомию и оперативную хирургию.

Прошедшие 3-летний срок обучения и сдавшие необходимые экзамены получали звание и квалификацию подлекаря. Наиболее способных учеников оставляли в училище еще на 2 года. На 4-м году, после обучения акушерству, а также совершенствования в хирургии, им присваивалось звание «кандидат хирургии». На 5-м году они обязаны были заниматься: «а) лечением болящих под наблюдением госпитального доктора и штаб-лекаря; Ь) всякий кандидат должен сделать не менее четырех над мертвым телом важных операций и два анатомические препарата...; с) каждый кандидат понедельно обязан быть дежурным при обсервационной палате с двумя третьеклассными учениками; d) по окончании года (т. г. 5-го года обучения. — М.М.), ежели предписанную им должность выполняли в самой точности и важных не имеют за собой пороков, быв произведены лекарями,... имеют преимущество пред прочими» [7].

Госпитальные школы и медико-хирургические училища России выпустили в XVIII веке около 1800 лекарей [2]. Их воспитанниками были видные русские ученые и врачи.
Есть все основания утверждать, что именно госпитальные школы и медико-хирургические училища подготовили расцвет русской хирургии в первой половине XIX века, связанный с именами И.Ф.Буша, И.В.Буяльского, Е.О.Мухина, Н.И.Пирогова.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бндлоо Н. Ж Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре. — М., 1979.
2. Георгиевский А. С. // Труды воем.-мед. акад. имени С. М. Кирова. — Л., 1984,— Т. 216.— С. 33.
3. Куприянов В. В., Щепин К. И. Доктор медицины XVIII. века. — М., 1953.— С. 81.
4. Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1830.— Т. 9.— С. 662—682.
5. Чистович Я. А. Очерки из истории; русских медицинских учреждений XVIII столетия.— СПб., 1870.— С. 379.
6. Чистович Я. А. История первых медицинских школ в России. — СПб., 1883. — С. 50.
7. Чистович Я. А. История первых медицинских школ в России. — СПб., 1883.— С. 390.


Сайт основан Международной научной хирургической ассоциацией в 2005 г. По содержанию сайта обращайтесь к Администратору. По оформлению сайта вопросы посылайте Дизайнеру.


Hosted by uCoz